Как проверить термостат?

8 августа 2024 г.
Термостат для авто

В конструкции автомобилей есть элементы, о которых написаны сотни статей. Но есть и такие, о которых вспоминают достаточно редко. К числу последних принадлежит термостат – небольшая деталь системы охлаждения, отвечающая за поддержание оптимальной температуры двигателя.

Термостат не требует технического обслуживания, его конструкция максимально проста, поэтому замена детали проводится редко. Однако, при его поломке возможен выход из строя двигателя, а значит, периодически уделять внимание работе термостата все-таки нужно.

Как работает термостат?

patrubok-termostata

Для того чтобы двигатель работал исправно, необходимо поддерживать оптимальную для силового агрегата рабочую температуру. В зависимости от типа ДВС, она может составлять от +80 до +97°C. Если температура будет ниже, масло останется слишком густым и не сможет обеспечить надлежащее качество смазки.

Превышение показателей приведет к перегреву двигателя. За поддержание оптимальной температуры отвечает система охлаждения, а за регулировку ее работы – термостат. В системе он устанавливается между двумя кругами системы охлаждения.

Что нужно знать об особенностях его работы?

  • До тех пор, пока двигатель не разогрет до нужной температуры, термостат обеспечивает движение антифриза по малому кругу. В радиатор жидкость при этом не попадает, а значит, она не остывает, и силовой агрегат нагревается быстрее.
  • После того, как необходимая для работы ДВС температура набрана, термостат открывает доступ к радиатору. Антифриз, поступивший в радиатор, охлаждается, а затем начинает охлаждать и двигатель автомобиля.
  • Примечательно, что термостат способен изменять объем поступающей в радиатор жидкости. К примеру, если двигателю необходимо интенсивное охлаждение, клапан в байпасный канал перекрывается полностью. При умеренных нагрузках оба канала остаются приоткрытыми.

В конструкции термостата системы охлаждения присутствует всего несколько деталей: цилиндр, пружина, основной клапан и клапан малого круга.

Самым сложным элементом термостата является цилиндр, состоящий из корпуса, штока, помещенного в резиновую камеру, и термочувствительного наполнителя.

Неисправности термостата

Так как конструкция термостата отличается простотой, из строя эта деталь выходит крайне редко. Отказ в работе может произойти в следующих случаях:

  • при образовании коррозии или накипи на металлических деталях, вызванной низким качеством антифриза. Любые отложения, появившиеся на поверхности термостата, усложняют движение штока. В связи с этим деталь перестает выполнять свои функции при изменении температуры ОЖ;
  • при частых перегревах даже стойкие к высоким температурам уплотнители постепенно разрушаются. Из образовавшихся в связи с этим трещин происходит утечка антифриза. К полному отказу термостата потеря жидкости не приведет, а вот на работе охлаждающей системы негативно скажется достаточно быстро.

Помимо этого, известны случаи разгерметизации термостата вследствие вибраций. Охлаждающая жидкость, попавшая внутрь конструкции, смешивается с термочувствительным наполнителем и ухудшает его работу.

Как проверить работу детали?

patrubok-termostata

Для того чтобы проверить работу термостата ехать на СТО не обязательно. Сделать это можно самостоятельно. Цель – проверка правильности движения антифриза по контурам охлаждающей системы в зависимости от степени нагрева двигателя.

  1. Заводим двигатель. До того, как силовой агрегат достигнет рабочей температуры, жидкость не должна попадать в радиатор. Следовательно, проверить корректность работы термостата можно, пощупав патрубок радиатора. Если он холодный – клапан закрыт и система работает правильно, теплый – термостат допустил движение жидкости через радиатор.
  2. После того, как ДВС набрал рабочую температуру, ему требуется охлаждение, а значит, антифриз должен проходить по большому контуру. Патрубок при правильной работе системы становится теплым. Если он остался холодным – термостат не открылся.
  3. При сильном нагреве двигателю нужно интенсивное охлаждение. Чтобы его обеспечить, термостат пропускает весь объем антифриза через трубки радиатора. Для этого деталь полностью перекрывает байпасный канал. Как результат, патрубок канала должен остаться холодным, а радиатора – нагреться.

Как видите, проверка термостата достаточно проста, однако автолюбителям, у которых нет опыта работы, лучше все же обратиться к мастерам автосервиса. И делать это нужно сразу после появления подозрений на неисправность детали, ведь иначе все может закончиться перегревом и капитальным ремонтом мотора.

Поделиться:

Автор статьи:
author-photo-varvara
Харченко Варвара